Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В настоящее время МО «Город Горно-Алтайск» развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Основная цель проекта заключается в формировании эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Таким образом, к 2024 году в МО «Город Горно-Алтайск» дополнительным образованием должно быть охвачено 81% детей в возрасте от 5 до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2022 году составило более 13,614 тыс. человек.
Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.
В 2019 году Минпросвещением России была утверждена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования, которой отведена важная роль в повышении доступности качественного дополнительного образования детей.
В рамках целевой модели была внедрена система персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, которая помогла семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями. В 2022 году в информационной системе «Навигатор дополнительного образования Республики Алтай» было размещено более 350 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различной направленности. В рамках системы персонифицированного финансирования МО «Город Горно-Алтайск» в 2022 году было предложено более 100 программ различной направленности. Приоритетными направлениями развития в системе дополнительного образования являются естественнонаучная и техническая направленность. Так, в муниципальных образовательных учреждениях в 2022-2023 учебном году было реализовано 17 программ естественнонаучной направленности и 22 программы технической направленности. Численность обучающихся на естественнонаучной направленности составила 571 человек, технической 454 человека.
В образовательных учреждениях также реализуются программы по профилю «Робототехника», на сегодняшний день 8 программ входят в реестр программ, опубликованных в ИС «Навигатор» (МБДОУ «Детский сад № 15 „Василек“ г. Горно-Алтайска», МБОУ «СОШ №12 г. Горно-Алтайска», МБОУ «СОШ №13 г. Горно-Алтайска», МБОУ «Лицей № 6 им. г. Горно-Алтайска», МБОУ «Лицей №1 г. Горно-Алтайска», МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 5 города Горно-Алтайска», МБОУ «СОШ № 12 г. Горно-Алтайска»).
На территории муниципального образования был создан детский технопарк «Кванториум». Уже в 2022 году детский технопарк реализовал более 20-ти программ естественнонаучной и технической направленности, провел около 30-ти различных мероприятий, в том числе мастер-классы.
В рамках федерального проекта в МО «Город Горно-Алтайск» в 2022 году были разработаны 16 адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. А также во всех образовательных учреждениях были внедрены программы «Наставничества».
Цель и показатели регионального проекта
- Обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 81% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей;
- Принятие участия в открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию;
- Построение индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта «Билет в будущее»;
- Обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;
- Внедрение методологии сопровождения, наставничества и «шефства» для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;
- Создание условий для освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием дистанционных технологий, для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Вовлечение обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в различные формы сопровождения, наставничества и «шефства».
Локальные документы
Методичка — что такое навигатор, регистрация
Паспорт регионального проекта Успех каждого ребенка (Республика Алтай)
Целевые показатели реализации Концепции развития ДО детей до 2030
Приказ и план работы муниципального опорного центра дополнительного образования на 2023 год
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года